Форум » Породные ветки. Breeds » Собаки - поводыри в Приморье и их друзья » Ответить

Собаки - поводыри в Приморье и их друзья

Guide dog: Мы рады приветствовать Вас в теме Собаки - поводыри в Приморье и их друзья Что же такое, эта загадочная и неведомая многим профессия, о которой ходит столько легенд и домыслов? Кому и для чего нужна собака - проводник (поводырь)? Что она должна уметь, а чего не должна? Дрессировка и нелегкие трудовые будни собак - проводников. И ещё много-много интересного вы узнаете на этой страничке. Ну и конечно, мы с удовольствием ответим на все Ваши вопросы.

Ответов - 1

Guide dog: Незрячие люди путешествовали с собаками в качестве компаньонов и защитников тысячи лет. Насколько известно, первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн (Johann Wilhelm Klein), основатель Института Тренировки Слепых в Вене. Он опубликовал книгу по тренировке и использовании собак-поводырей в 1819 году. Первое систематическое обучение собак в качестве компаньонов и проводников для тех, кто потерял зрение, началось после первой мировой войны. Специальная школа для обучения отобранных собак была основана в Германии, чтобы помочь реабилитировать много тысяч людей, ослепших на этой войне. К 1925 году успех этой школы, которая получила поддержку Германского Красного Креста, стал известен в других частях света. Американка Дороти Юстис (Dorothy Eustis), проживавшая в Швейцарии, которая специализировалась в разведении и подготовке собак для работы в полиции, посетила немецкую школу. Ее так впечатлил этот визит, что она написала статью для имеющей влияние газеты Saturday Evening Post и позже в 1929 году помогла молодому американцу приехать в Швейцарию и приобрести собаку. В конце концов при поддержке Дороти Юстис в штате Нью Джерси была организована школа: двое инструкторов-выпускников школы в Лозанне поехали в Америку, один - в Италию, а еще один - в школу, которая уже существовала в Великобритании. Интересно, что у истоков английской школы дрессировки стоит русский офицер, эмигрант Николай Ляхов. Об этом написана целая книга, и англичане высоко оценивают вклад нашего соотечественника в формирование национальной школы дрессировки собак-поводырей. Собак-поводырей, или собак-проводников, в нашей стране стали профессионально готовить после Великой отечественной войны. В результате ранений, полученных на фронте, появилось много молодых, в остальном физически здоровых, людей, потерявших зрение. Многие из них были высококвалифицированными специалистами. Однако их трудоустройство и возвращение к обычной жизни стало проблемой. Для их социально-трудовой и бытовой реабилитации были открыты учебно-производственные предприятия, специальные школы-интернаты и училища. Но наряду с новыми профессиями инвалидам нужно было обрести свободу передвижения, освободиться от постоянной зависимости от помощи других людей. Дать возможность ходить свободно, не только по знакомым заученным маршрутам. Обеспечить такую мобильность и независимость могли только специально выдрессированные собаки-проводники. Первые собаки-проводники были подготовлены в 1947 году в Центральной школе служебного собаководства, и переданы инвалидам Великой Отечественной войны. Но только в 1960 году Центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых. К работе по созданию Школы были привлечены специалисты-кинологи. Это были офицеры, прошедшие войну и имевшие уникальный опыт дрессировки и использования собак в фронтовых условиях. Они занимались подготовкой собак миноискателей, санитарных, готовили собачьи упряжки для вывоза раненых и доставки боеприпасов. Конечно, это совершенно другие виды дрессировки, но эти люди занимались практической подготовкой собак, которые работали в реальных условиях. Что роднит эти виды собачьей деятельности со службой собаки поводыря, которая тоже работает хотя и в мирных, но сложных и постоянно меняющихся условиях. А это не маловажно, поскольку пришлось осваивать новые виды дрессировки, до многого доходя, что называется "своим умом". Первоначально Школа размещалась на окраине Москвы, в Вешняках. Через некоторое время перебазировалась в подмосковный поселок Купавна, где и существует поныне. Сейчас она называется Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак проводников. Первым директором школы был Орехов Николай Егорович. Его сослуживцы: Латушкин Николай Аверьянович, Куприянов Афанасий Лукьянович, Гненков Нефед Семенович. Именно благодаря их упорству, знаниям и опыту стало возможно создание такой необычной организации. Она была создана их руками, и в прямом смысле этого слова тоже. Чуть позже пришли более молодые: Виктор Мачков, Михаил Рыбкин, Екатерина Ушкова, Татьяна Макеенко. После ухода на пенсию Николая Егоровича Школе не очень везло с руководителями. Три человека сменили друг друга на этом посту. Все они не были кинологами, что часто мешало работе. Тем не менее, за прошедшие годы многое изменилось. И это были изменения к лучшему. От деревянных холодных вольеров и единственного деревянного же домика, где размещались все: и контора, и тренеры, и приезжающие за собаками инвалиды до добротных теплых вольеров, современного офиса с компьютером и прочих атрибутов процветающего современного предприятия. Существенно изменилась и сама работа по подготовке собак и обучению инвалидов. Использовавшаяся изначально немецкая методика дрессировки была постепенно переработана. Были учтены и особенности работы собак-поводырей в нашей стране, и пожелания инвалидов, и накопленный опыт работы. Разработаны программы подготовки собак, их тестирования, разведения и выращивания щенков для нужд Школы, программы обучения инвалидов. Изучены современные методики дрессировки и работы с инвалидами зарубежных коллег. Несколько собак поводырей были подготовлены нашими дрессировщиками по заказу Шведской школы. Это уже заслуги следующего поколения дрессировщиков. Школа была единственной на всю страну, она обслуживала не только российских инвалидов, собак передавали и в союзные республики. Во времена своего расцвета Школа передавала инвалидам по зрению по сто и больше собак в год. Спрос на собак был очень высок. Слепые ждали своей очереди на получение собаки по несколько лет. Увеличилось и количество квалифицированного персонала. Грянувший кризис повлек за собой сокращения и уменьшение масштабов работы. Но организация смогла пережить это сложное время и продолжает успешно работать. Подготовка собак для людей с ограниченными возможностями оказалась настолько востребованной, что в 1999 году в Москве образовалась новая организация. Основой ее коллектива стали дрессировщики много лет проработавшие в школе ВОС. Первое время собак готовили и передавали на общественных началах. В феврале 2003 года организация была зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ и обрела юридический статус автономной некоммерческой организации - АНО "Учебно-кинологический центр "Собаки - помощники инвалидов". Сегодня центр занимается подготовкой и передачей инвалидам по зрению собак-поводырей, а также подготовкой собак-терапевтов и проведением реабилитационных занятий по канис-терапии для детей с особенностями развития. В 2012 году организация обосновалась в городе Железнодорожный, Балашихинского района. Здесь находится база, где проходит тренировка собак-поводырей, а также администрация центра. В 2015 году Центр «Собаки-помощники инвалидов» стал членом Международной ассоциации школ собак-поводырей. На сегодняшний день, основной деятельностью обеих организаций остается традиционная для России подготовка собак поводырей для слепых, потребность в которых есть всегда. К сугубо утилитарному восприятию собаки-поводыря, которое было характерно для прошлых лет, добавились психологические аспекты. Для многих инвалидов по зрению собака-поводырь не только помощник в передвижении, но и связующее звено между ним и миром зрячих людей. Значение собаки-поводыря как средства реабилитации и социальной адаптации инвалидов по зрению общепризнано и все больше инвалидов обращается с просьбами о подготовке собак.



полная версия страницы